[contents]
Поддержание исправности тормозной системы – это залог общей безопасности водителя, с этой общеизвестной истиной глупо спорить. Но правильный выбор тормозных колодок обеспечивает не только короткий тормозной путь и внятную обратную связь на педали тормоза: некачественные колодки способны быстро стереть тормозные диски и барабаны, что потребует от автомобилиста лишних затрат на последующий ремонт. Особенно актуален вопрос выбора колодок для владельцев тольяттинских автомобилей – предложений на рынке множество, а количество низкокачественных и контрафактных изделий бьет все мыслимые рекорды.
Материал тормозных колодок
Требования к материалу, из которого изготавливаются тормозные колодки, крайне противоречивы, и от удачного компромисса между свойствами во многом зависят и ресурс, и эффективность готового изделия:
- Термостойкость: при резком торможении в тепло превращается огромная кинетическая энергия. Тормозная колодка не должна менять своих свойств при нагреве и максимально быстро передавать тепло на подложку и далее на тормозной механизм. Низкокачественные изделия при перегреве поверхности как бы «стекленеют» — рабочая плоскость покрывается твердой и скользкой коркой, из-за чего эффективность торможения значительно уменьшается. На спортивных автомобилях и мотоциклах для борьбы с этим используются перфорированные тормозные диски, очищающие поверхность колодок (но одновременно и ускоряющие их износ). Обычные автомобили имеют гладкую поверхность тормозных дисков, и остекление колодок для них значительно опаснее.
- Прочность: колодка не должна трескаться и быстро стираться. Обычно материал колодки армируется медной или латунной стружкой, реже – стальной, также используются полимерные материалы. Армирование делает колодку прочнее и повышает теплопроводность, но одновременно и увеличивает износ диска.
Совет. Наиболее предпочтительны колодки с полимерным армированием, так как они меньше всего изнашивают диски, на втором месте – со стружкой из цветных металлов.
- Абразивное действие: трение колодки о тормозной диск необходимо для работы тормозов, но одновременно и приводит к истиранию самого диска. Здесь приходится искать компромисс: нельзя слишком снижать трение, но и частая замена дисков владельца автомобиля не обрадует.
Как выбрать колодки?
Внешний вид и маркировка колодки могут многое о них сказать. В частности, в маркировке содержится указание на коэффициент трения, указываемый двумя буквами (усредненный при нагреве – первая буква, усредненный после остывания – вторая). К сожалению, ее можно найти не всегда:
Маркировка |
Значение |
C |
<0.15 |
D |
0.15-0.25 |
E |
0.25-0.35 |
F |
0.35-0.45 |
G |
0.45-0.55 |
H |
0.55-0.8 |
Должны насторожить и излишне крупные включения армирующих частиц: налицо грубая технология (как правило, при изготовлении дешевых колодок стружку получают на токарном станке, минимально дробя ее).
Лучшие марки тормозных колодок для ВАЗ
Рассмотрим колодки наиболее популярных марок по тем результатам, которые они показывают в стендовых тестах, и дополним статистику отзывами реальных пользователей.
- ТИИР (штатные колодки). Довольно быстро изнашиваются, но при этом минимально изнашивают тормозные механизмы. Клеевое крепление накладки к основанию имеет достаточную прочность, случаев отслоения при нормальном режиме езды не было отмечено. Учитывая доступную цену – неплохой вариант для людей, не увлекающихся агрессивной городской ездой. При перегреве же они ощутимо остекляются.
- ДАФМИ. Эти колодки стоят немногим дороже оригинальных и при этом изнашиваются медленнее. Однако тесты отмечают, что иногда при сильном нагреве происходит увеличение толщины колодки, то есть она как бы «вспучивается». Это – явный признак возможного необратимого изменения свойств при резких торможениях, возможно разрушение колодки или ее срыв с подложки. Рекомендуются для спокойной, размеренной езды: тогда они и прослужат долго, и не ухудшат со временем тормозной путь.
- TRW. Прочные колодки, обеспечивающие хорошее торможение и спокойно выдерживающие высокие температурные нагрузки. У этого есть и обратная сторона – и они сами, и тормозной диск изнашиваются достаточно быстро. Хороший вариант для активной езды, автомагистралей, горных местностей.
- Ferodo. Для автомобилей ВАЗ известный бренд не снизил планку качества: эти тормозные колодки обеспечивают и хороший ресурс, и прекрасно сохраняют свои свойства при резком или длительном торможении. Износ тормозных механизмов при их использовании также нельзя назвать критичным – все на уровне лучших представителей конкурентов. Хороший выбор, но и по соответствующей качеству цене.
- ATE. Нельзя сказать, что этот бренд на слуху у владельцев ВАЗ, а зря – это один из ведущих европейских производителей тормозных механизмов и колодок. Несмотря на высокую цену, эти колодки показывают превосходные результаты: отлично тормозят, стойко переносят перегрев, имеют высокий ресурс.
- Lucas. Тесты обнаруживают интересное свойство этих колодок: в прогретом состоянии их коэффициент трения даже увеличивается, хотя обычно у «гражданских» (в отличие от спортивных керамических) колодок он, наоборот, падает. Колодки стойки к износу, невелик и абразивный износ тормозных дисков. Отличный выбор для условий, когда приходится часто использовать тормоза.
Нельзя утверждать, что низкая цена автомобиля – это повод для экономии на расходниках. Напротив – там, где нет систем стабилизации, антиблокировки тормозов и прочих электронных помощников, грамотный подбор тормозных колодок и контроль за состоянием тормозной системы вносят решающий вклад в безопасность автомобиля.