[contents]
Охлаждающая жидкость – это один из тех эксплуатационных материалов, о которых автовладельцы имеют привычку забывать. Контроль за ней заключается максимум в проверке уровня жидкости в расширительном бачке. Между тем указываемые производителями интервалы замены – это не прихоть, а прямое следствие из состава современных антифризов.
Для обеспечения требуемой холодостойкости большинство антифризов изготавливается на основе этиленгликоля. При всех своих достоинствах это вещество отличается и ярко выраженной коррозионной активностью, что вынуждает производителей вводить в состав охлаждающей жидкости пакет присадок – ингибиторы коррозии, противопенные добавки и так далее.
Старение пакета присадок приводит к заметному ускорению коррозии и вероятному выпадению осадка. Несоблюдение сроков замены антифриза значительно снижает ресурс крыльчатки помпы, ее керамического уплотнения, ускоряет разрушение резиновых патрубков.
Также следует помнить, что пакеты присадок различных групп антифризов по своему составу зачастую являются несовместимыми. Для того, чтобы различные антифризы можно было легко различить между собой, в их состав вводятся красители: желтый, синий, красный, зеленый.
Внимание! Смешение различных антифризов допускается только в том случае, если совместимость групп прямо указана производителем!
Классификация антифризов: красный или зеленый?
Какой антифриз нужно выбрать? Необходимые данные указываются на расширительном бачке и в инструкции по эксплуатации, при их отсутствии необходимо ориентироваться по цвету. Для классификации антифризов чаще всего употребляется созданная Volkswagen система обозначений:
- G11 – силикатные антифризы гибридного типа, использующие как неорганические, так и органические присадки. Ингибиторы коррозии здесь создают равномерный слой по всей поверхности, с которой соприкасается антифриз, отсюда и низкий срок службы – не более трех лет. Неприменимы в теплонагруженных современных двигателях из-за ухудшенной теплопередачи. Цвета окраски – голубой, зеленый.
- G12 – карбоксилатный антифриз, окрашиваемый в красный цвет. За счет более совершенного состава срок службы антифриза увеличен до четырех-пяти лет – присадки начинают работать только в очагах начинающейся коррозии, заметно медленнее вырабатывая свой ресурс. Теплопередача из-за отсутствия сплошной силикатной пленки заметно возрасла по сравнению с классом G
Внимание! Смешение антифризов G12 и G11 является недопустимым!
- G12+ — усовершенствованный вариант G12, также по стандарту окрашиваемый в красный цвет. Но нужно помнить, что ряд производителей использует желто-зеленую расцветку, например, Elf. Срок службы – не менее 5 лет. Как G12, так и G12+ несовместимы с медью и сплавами на ее основе: латунью, бронзой. В старых автомобилях с медными радиаторами необходимо применять G При необходимости допускается смешивание G12+ и G11.
- G12++ и G13 относятся к так называемому «лобридному» классу. Здесь используется органическая основа (пропиленгликоль) и пакет минеральных присадок. Эти антифризы могут применяться в наиболее теплонагруженных двигателях спортивных автомобилей и мотоциклов. Единого стандарта окраски нет – встречаются как красный, так и синий цвета. Срок службы – не менее 7 лет, ряд жидкостей заводской заливки рассчитаны на весь срок службы автомобиля.
Концентрат или готовый продукт?
Как правило, автомобилисты предпочитают приобретать готовый к заливке антифриз, но в продаже есть и концентраты, предназначенные для самостоятельного разведения дистиллированной водой. В чем преимущества и недостатки концентрата?
- Самостоятельное приготовление антифриза из концентрата позволяет быть уверенным в его свойствах. Дело в том, что и температура замерзания, и температура кипения состава зависят от соотношения объемов концентрата и воды, причем нелинейно. При соотношении 50:50 полученный антифриз замерзнет при -45˚С, в соотношении 70:30 – уже при -65˚С, но чистый концентрат при этом замерзнет уже в -12˚С. Зачастую тесты автомобильных изданий обнаруживают, что заявленные на этикетках рабочие температуры готовых антифризов далеко не соответствуют реальным характеристикам. Самостоятельное приготовление – залог получения именно необходимого результата.
- Минусом применения концентрата является возрастающая сложность замены: если готовый антифриз можно спокойно заливать прямо из канистры, то для работы с концентратом необходимо предварительно найти чистую емкость подходящего объема и купить нужное количество дистиллированной воды. Поэтому концентраты не применяются в дилерских техцентрах и на специализированных станциях замены: там используются готовые составы, разливаемые из бочковой тары через дозаторы непосредственно в систему охлаждения.
Независимо от того, какой антифриз предполагается заливать, при замене необходимо обратить пристальное внимание на состояние сливаемого, так как это является отличным диагностическим признаком состояния системы охлаждения. Мутный, с явными признаками содержания частиц осадка антифриз явно указывает, что он проработал гораздо дольше, чем положено.
Стоит внимательно осмотреть узлы системы охлаждения: обнаружив начинающееся растрескивание патрубков, следы подтекания жидкости через уплотнения вала помпы, необходимо произвести ремонт до заливки свежего антифриза, иначе перед ремонтом придется лишний раз проделывать работу по сливу охлаждающей жидкости и последующему за заливкой устранению воздушных пробок.
Долго время заливал в машину тосол и был вполне доволен, но в этом году консультант за заправке посоветовал взять красный антифриз АзотХимФортис, мол они разные тесты проводили на него и остались довольны. Купил, не пожалел, всю зиму отъездил без проблем.